Статьи

Главная страница \  Статьи \  Автомобильные кроссоверы \  Кроссоверы на автомобильную ак...

Кроссоверы на автомобильную акустику и на сабвуферы атомобильные

Перед тем как выбрать кроссовер, необходимо внимательно изучить условия его эксплуатации. Можно приобрести отдельно кроссовер, который предназначен только для сабвуфера, а можно приобрести кроссовер с выходами для подключения динамиков. Если вы хотите установить в систему пару усилителей, то тогда лучше всего подойдут трехканальные автомобильные кроссоверы, в которых выведены выходы для сабвуфера и динамиков. Одним из самым важных параметров кроссоверов является крутизна спада фильтра. Для размещения сабвуфера в любом месте автомашины, его кроссовер должен иметь крутизну спада  18 дБ и более на октаву. Если величина этого параметра менее 18 дБ на октаву. То кроссовер начинает воспроизводить мидбас, что представляет собой искаженный басовый звук. Он хорошо улавливается человеческим ухом и портит всю звуковую картинку. Если используется узкополосный сабвуфер, то для него лучше всего подходит кроссовер с несколько заниженными параметрами – с крутизной спада до 12 дБ на октаву. Как правило, частота отсечки сигнала, поступающего на вход сабвуфера, лежит в пределах от 75 до 150 Гц. Очень хорошо, если в этом диапазоне предусматриваются трех или четырех - ступенчатые регулировки. Еще лучше, если в кроссовере применена плавная регулировка частоты отсечки частоты, что позволяет без особых усилий более плавно подстроить сабвуфер под оставшиеся компоненты системы. Практика показывает, что если даже основные динамики акустической системы подключены к отличным кроссоверам, а сабвуферы имеют в области воспроизведения мидбасов “заваленную” АЧХ, нельзя заранее предусмотреть, какое будет оптимальное значение отсечки частоты кроссовера сабвуфера. Если плавный регулятор частоты отсечки отсутствует, то есть риск при отсечке либо получить нежелательный пик в этой области, либо “прихватить”  лишние мидбасы. Если к усилителю подключены еще и основные динамики, то в этом случае было бы очень неплохо иметь кроссоверы автомобильные с высокочастотными выходами. В этом случае отпадет необходимость в установке дополнительного кроссовера, который способен отсекать басы из сигнала, поступающего на основные динамики. Спад характеристики на таких выходах должен быть 6-12 дБ на октаву и более. Теперь становится понятно, что сабвуферы более критичны к такой характеристике кроссовера, нежели основные динамики. Фильтр сверхнизких частот, то есть частот сигнала, лежащего за порогом слышимости, препятствует попаданию их на вход сабвуфера. Они не только не могут быть воспроизведены. Они способны перегрузить усилитель и динамик  сабвуфера. Установка такого фильтра позволяет защитить сабвуфер от повреждений, а также устранить нежелательные щелчки при включении питания. Если в автомобиле установлены сабвуферы портированного типа, то применение фильтра сверхнизких частот просто необходимо. Дело в том, что сабвуферы такого типа имеют герметичный ящик, из-за чего воздух внутри него не может хорошо смягчить удар. Усиление сигналов с частотами 40-45 Гц всего на 5-10 дБ намного улучшает отдачу большинства сабвуферных акустических систем без риска перегрузки. Применение переключателя полярности позволяет произвести переполюсовку сигнала без переключения проводов между собой. Переключатель следует установить в такое положение, при котором ощущается максимальная отдача по низким частотам.  Если ваш усилитель не имеет выходов сигналов уровня предварительного усиления, то большое преимущество кроссовера – это наличие входов под сигналы уровней динамиков. В этом случае нет необходимости приобретать конверторы сигнала, которые преобразуют сигналы уровней динамиков в сигналы уровней предварительного усиления. Такими входами под сигналы  уровней предварительного усиления снабжено большинство моделей кроссоверов. При приобретении нужно стараться выбирать такие модели, у которых заземленная оплетка расположена поверх изоляции. В этом случае можно гарантировать хорошую защищенность по шумам. Регуляторы выходной мощности сигнала имеются, как правило, практически на всех моделях, но их наличие в большинстве случаев необязательно, так как регулировка выходной мощности осуществляется еще в усилителе. Существует очень большое количество систем с автоматическим включением. Если автомобильные кроссоверы имеют такую функцию, то нет необходимости в протягивании лишнего провода включения подобного устройства. Все такие системы следят и фиксируют постоянный сигнал на динамиках и подают посылку сигнала включения сабвуфера, если будет обнаружено включение головного устройства. В тех случаях, когда сабвуфер установлен в багажнике вашего автомобиля, наличие этой опции позволит вам сэкономить немало времени. Есть и еще одно немаловажное обстоятельство. Частенько бывает, что все вышеописанные устройства уже встроены в усилитель. В тех случаях, когда усилитель уже имеет дозвуковой фильтр, то отпадает всякая необходимость ставить кроссовер, содержащий точно такой же фильтр. В том случае, когда фильтр не установлен ни в усилителе, ни в кроссовере, его можно установить в акустической системе автомашины в виде отдельного блока.